Быстрые шахматы - игра, в которой дается минимальный лимит времени на обдумывание ходов. В среднем, для одной партии оно может составлять около 15 минут, хотя есть и исключения. Вилка - комбинация, при которой под ударом оказываются сразу две фигуры. Гамбит - означает отдать более слабую фигуру под бой, сохранив при этом более сильную. Горизонталь - часть игрового поля, которое имеет одинаковый цифровой индекс. Диагональ - часть шахматной доски, в которой все ячейки выстроены в линию. Игра в слепую - партия в шахматы, при которой игроки не смотрят на доску. Такая разновидность применяется в показательных выступлениях и турнирах. Мат - позиция короля, когда он находится под ударом фигуры соперника и не имеет возможность избежать шаха. В таком случае игроку, получившему мат, присуждается поражение. Существует несколько разновидностей мата: мат линейный, мат спертый, мат эполетный. Ничья - исход шахматной партии, в которой не определяется ни победитель, ни проигравший. Пат - отсутствие возможности хода одним из соперников. При этом король не находится под угрозой (отличие от шаха). Чаще всего приравнивается к ничьей. Поле - ячейка шахматной доски. Превращение - замена пешки игрока, дошедшей до противоположной линии игрового поля противника на любую битую фигуру своего цвета. Проходная пешка - пешка, которая продвигается к полю превращения, не имея на своем пути никаких преград. Рокировка - комбинация в начале партии, при которой король становится под непосредственную защиту ладьи и пешек. Для этого все фигуры находящиеся между ладьей и непосредственно королем выводятся, после чего обе меняются местами. Рокада - вертикальное или горизонтальное пространство, доступное для перемещения ладьи. Ряд - горизонтальная линия шахматной доски. Связка - ситуация, когда одна из фигур не может сделать какой-либо ход, поскольку в случае ее перемещения король окажется под ударом фигуры противника. Форпост - шахматная фигура, которая находится среди фигур противника, но защищена от боя другой собственной фигурой. Чаще всего защищают пешкой, однако бывают и другие ситуации. Форсирование - ситуация, в которой игрок вынужден совершать типичные действия вследствие серии ходов, совершенных его противником. Ход - перемещение фигуры по шахматной доске согласно правилам. Шах - комбинация, при которой король находится под ударом одной из фигур противника. Шахматная тактика - ряд нюансов, применение которых позволяет игроку получить преимущество перед соперником. Эндшпиль - процесс заключительного этапа шахматной партии.